Время пересмотреть роль ядерного оружия: Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению приветствует позитивные шаги

Article: Published in the Vremya Novostey on 18 June 2009

Гарет Эванс и Йорико Кавагучи
(Гарет Эванс (Gareth Evans) – бывший министр иностранных дел Австралии и Президент Международной Кризисной Группы. Йорико Кавагучи (Yoriko Kawaguchi) – бывший министр иностранных дел Японии и член верхней палаты парламента Японии. Они являются сопредседателями Международной комиссии по ядерному нераспространению и разоружению)

Россия, как никакая другая страна, знает об ужасах войны – страдания людей, гибель невинных, утраченные возможности для целых поколений. Именно поэтому мы уверены, что в России и во всем мире вызовет интерес задача, стоящая перед Комиссией – устранение угрозы ядерной войны через ограничение и последующее уничтожение ядерного оружия. По этой причине и в знак признания важной роли России в обеспечении глобального баланса безопасности, Комиссия по ядерному нераспространению и разоружению (независимая организация, созданная в 2008 году правительствами Австралии и Японии) проводит в этом месяце свое заседание в Москве.

В 1986 году встреча в верхах между президентом США Рональдом Рейганом и руководителем Советского Союза Михаилом Горбачевым приблизилась к одному из самых выдающихся достижений в истории разоружения: ликвидации систем ядерного вооружения.

Несмотря на то, что эти переговоры достигли не всех своих высоких целей, прорыв того времени привел к заключению между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1987 году Договора о ликвидации ядерных ракет
средней и малой дальности. Это дало надежду на скорое окончание холодной войны и на то, что рано или поздно страны смогут общими усилиями сбросить с себя угрозу, которую несет с собой ядерное оружие.

Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению стремится вернуть эту надежду, убедить мировое сообщество пересмотреть роль ядерного оружия в международных отношениях и в конечном итоге полностью ликвидировать такое оружие.

Мы хотим, чтобы нас поняли предельно четко: это не тот вопрос, который можно отложить в сторону перед лицом новых угроз – будь то глобальный финансовый кризис, риск пандемии или изменение климата. Ядерная угроза – это явная и насущная проблема, решение которой должно осуществляться параллельно с другими вопросами. Эта задача игнорировалась в течение десяти лет, и она требует первостепенного внимания со стороны политических лидеров всего мира.

Вне всяких сомнений, ядерное оружие может представлять собой самый большой риск для мира и стабильности на нашей планете: ядерные арсеналы, до сих пор исчисляемые десятками тысяч боеголовок, вероятность расширения списка стран, обладающих таким оружием, опасность умышленного или непреднамеренного использования ядерного оружия правительствами или террористическими организациями.

Несмотря на то, что количество ядерных боеголовок значительно сократилось с рекордных величин времен холодной войны, их общее число все еще превышает 25 тысяч – и практически каждая из них обладает разрушительным потенциалом во много раз больше, чем у бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Тысячи ядерных зарядов по прежнему стоят на боевом дежурстве и могут быть запущены всего через несколько минут после поступления команды. Ядерные страны сделали весьма ограниченные шаги на пути сокращения своих смертоносных запасов, несмотря на то, что в Договоре о нераспространении ядерных вооружений четко указана его конечная цель: мир без ядерного оружия.

Вот почему наша Комиссия и все мировое сообщество с воодушевлением восприняли результаты апрельского саммита между президентами - Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Договоренность о начале переговоров по новому соглашению, которое призвано заменить собой Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года, положит конец тупиковой ситуации и приведет к более значительному сокращению вооружений и нераспространению ядерного оружия.

Не далее как на прошлой неделе премьер-министр России Владимир Путин еще раз подкрепил эти ожидания, подтвердив во время визита в Россию министра иностранных дел Германии Штайнмаера, что Россия готова к отказу от ядерного оружия, если Соединенные Штаты и все другие ядерные страны сделают то же самое. По сообщениям, Владимир Путин добавил, что при наличии общего стремления к разоружению, Россия, конечно же, будет его приветствовать и всеми силами помогать этому процессу.

Еще одним источником уверенности являются заявления Москвы, что стратегическая стабильность, международная безопасность, нераспространение ядерного оружия и сотрудничество против появляющихся угроз – это те области, где у России и Соединенных Штатов общие интересы.

Эти шаги были совершенно справедливо охарактеризованы, как значительные – это настоящая «перезагрузка» российско-американских отношений.

Движение по разоружению и нераспространению ядерного оружия может набрать новую силу только при активной роли России, Соединенных Штатов и прочих ядерных держав. Недавно подписанное соглашение на Конференции по Разоружению, касающееся начала переговоров о заключении договора о сокращении производства расщепляющихся материалов, является очередным подтверждением улучшения атмосферы вокруг режима нераспространения ядерного оружия. Но здесь также важно участие многих других международных игроков. Правительства и активисты гражданского общества должны не упустить этот момент и разработать общий план действий – идеалистический в своих устремлениях и реалистично-прагматический в своем наполнении.

Выработка такой повестки и инициализация глобальных политических обсуждений на высоком уровне были столь важной задачей, что премьер министр Австралии Радд и тогдашний премьер министр Японии Фукуда организовали в прошлом году Международную комиссию по ядерному нераспространению и разоружению, в рамках которой они выполняют роли сопредседателей. Это неправительственная комиссия, но ее высокопоставленные члены и группа научной поддержки вошли в нее из многих стран мира – как ядерных, так и неядерных. Комиссия работает со всеми взаимосвязанными вопросами ядерного разоружения, нераспространения и будущего мирной ядерной энергетики, а также проводит заседания и региональные консультации во многих мировых столицах. Задача комиссии: выработать руководство практических – и четко сформулированных – рекомендаций для политиков накануне конференции 2010 года по пересмотру Договора о нераспространении ядерных вооружений и после нее.

Как для сопредседателей Комиссии, для нас большая честь, что с нами работают многие выдающиеся люди, в том числе бывшие главы государств и правительств и всемирно признанные эксперты, согласившиеся участвовать в работе Комиссии, а также члены Консультативного Комитета и Ассоциированные Исследовательские Центры, вносящие свой вклад в работу Комиссии. Вкладом российской стороны явилось участие и экспертная оценка Алексея Арбатова, бывшего участника переговоров о контроле над вооружениями, а также целый ряд исследовательских документов, подготовленных российскими экспертами (некоторые из них будут доступны для чтения на русском и английском языках на сайте Комиссии: www.icnnd.org.)

Основное внимание Комиссии будет уделено конференции, которая пройдет в мае 2010 года, и которая должна будет пересмотреть архитектуру основного мирового документа об ограничении вооружений – Договора о нераспространении ядерных вооружений. Однако двухлетний срок работы Комиссии включает в себя гораздо больше, чем участие в конференциях по нераспространению ядерного оружия. Одна из насущных задач – работа с теми странами, которые никогда не присоединялись к Договору о нераспространении (Индия, Пакистан и Израиль), а также с теми, кто собирается выйти из Договора или чье участие в нем остается неопределенным: участие всех этих стран крайне важно для ликвидации ядерного оружия на глобальном уровне.

Комиссия еще не приняла окончательного решения ни по одной из своих подробных рекомендаций. Ее общий подход заключается в выработке плана действий, состоящего из трех этапов. Первая задача состоит в том, чтобы четко сформулировать все те шаги, которые могут и должны быть предприняты в ближайшей перспективе (примерно до 2012 года), чтобы придать движению первоначальный импульс: не только обеспечить успешную работу конференции в следующем году, но и ввести в действие договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, провести переговоры по запрещению дальнейшего производства расщепляющихся материалов, используемых в военных целях, добиться существенного сокращения фактического количества ядерного оружия, а также достичь широкого консенсуса по вопросам будущих переговоров о разоружении. Вторая часть плана действий предполагает разработку мер (примерно до 2025 года), с помощью которых ядерное оружие может быть сокращено до действительно минимальных величин, опасность его непреднамеренного использования может быть реально устранена, и доктрина, радикальным образом ограничивающая возможности для его преднамеренного использования, будет одобрена и принята. Третья задача состоит в том, чтобы определить возможности для реализации финального этапа – перехода от подобных «минимальных запасов» к миру, полностью избавленному от ядерного оружия.

Мы надеемся и ожидаем, что это будет очень продуктивная встреча, способная внести большой вклад в движение к более безопасному и предсказуемому будущему, каковое движение, наконец-то (после стольких лет бездействия) начинает проявляться.


Contact details

Address:
ICNND Secretariat, R G Casey Building, John McEwen Crescent, Barton ACT 0221, Australia - Tel: +61 2 6261 1111 - Fax: +61 2 6261 1003 - Email: icnnd@dfat.gov.au

Tokyo Office:
Ministry of Foreign Affairs, Kasumigaseki 2-2-1 Chiyoda-ku, Tokyo 100-8919 Japan